Состояние здоровья детей и подростков.
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей, так как известно, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском и подростковом возрасте. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков наносят большой социальный и экономический ущерб, являясь причиной ограничений к освоению ряда массовых профессий большой народнохозяйственной важности.
Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, базируется на данных о состоянии здоровья этих контингентов. Эти данные должны не только максимально точно и объективно характеризовать уровень здоровья, но и учитывать факторы, влияющие на его формирование. Материалы о состоянии здоровья детского населения - основа для планирования санитарно-профилактических и лечебно-оздоровительных мер в масштабах страны, для разработки программ социально-экономического развития республики, области, города, района. В динамике показателей здоровья детей и подростков используется также для оценки профилактических мероприятий, являясь одним из критериев качества и эффективности работы детских поликлиник, медицинского персонала дошкольных учреждений, школ, под ростковой службы, а также СЭС по разделу “Гигиена детей и подростков”.
Санитарным врачам и их помощникам по гигиене детей и подростков отводится важная роль в охране и укреплении здоровья подрастающего поколения.
Само понятие “здоровье” достаточно сложно. До настоящего времени нет единого определения его в мировой литературе. В советском здравоохранении под здоровьем понимают такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружающей средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Таким образом, здоровье рассматривается как динамический процесс, учитывающий не только биологические, но и социальные функции растущего организма. Так, для детей раннего и дошкольного возраста показателем нормального функционального состояния организма является возможность посещать дошкольные учреждения, овладевать всеми знаниями, навыками и умениями, которые предусмотрены программой дошкольного воспитания. Для детей школьного возраста - это способность овладения всеми знаниями и умениями, предусмотренными программой школы. Утрату ребенком игровой и познавательной деятельности, а подростком - общественно полезной и профессиональной необходимо расценивать как потерю здоровья.