Режим учебно-производственной деятельности.
При выборе режима учебно-производственной деятельности должен осуществляться дифференцированный подход с учетом профиля изучаемой профессии: для учащихся СПТУ, осваивающих профессии, не связанные с воздействием выраженных профессиональных вредностей, лучшим вариантом режима обучения является такой, когда на I курсе два дня практики разделены одним, максимум двумя днями теоретических занятий; на II курсе, кроме того, возможно проведение производственного обучения два дня подряд; на III курсе допустимы строенные дни производственного обучения, а также чередование дней теоретических и практических занятий в различных сочетаниях;
для учащихся одногодичных отделений СПТУ при относительно коротком периоде обучения профессии рациональным является режим с равномерным чередованием теоретических и практических занятий через день; во втором полугодии возможно также применение режима с тремя днями практики, из которых два могут быть сдвоенными;
на одногодичных отделениях СПТУ нецелесообразен режим со строенными днями практики, особенно в первом полугодии, так как в этом случае учащиеся уже с первого месяца обучения подвергаются массированному воздействию комплекса профессионально-производственных факторов без какого-либо периода адаптации к ним;
нежелательно привлечение учащихся в период обучения к работе в вечернюю смену, так как работа во вторую смену вызывает выраженные неблагоприятные изменения в функциональном состоянии их организма;
для осваивающих профессии, перечисленные в Списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, следует использовать режим, предусматривающий чередование теоретических и практических занятий на протяжении дня. При этом во время прохождения производственной практики (производственного обучения) лица, не достигшие 18 лет, могут находиться на производствах и работах, перечисленных в Списке, не более 3 - 4 ч в день при условии строгого соблюдения в этих производствах и на рабочих местах действующих санитарно-гигиенических норм и правил. Рациональный режим дня учащихся СПТУ должен обеспечивать высокий уровень работоспособности и жизнедеятельности.
Рациональный режим обеспечивается соблюдением следующих условий:
длительность приготовления домашних заданий не должна превышать 2 - 3 ч в день; ежедневное пребывание на свежем воздухе не менее 2 ч; утренняя гигиеническая гимнастика и закаливающие процедуры должны выполняться ежедневно; в бюджете свободного времени должны быть выделены часы для занятий в спортивных секциях и кружках.